четверг, 7 февраля 2013 г.

ярослав мудрый мытное

При том военно-техническом превосходстве, которым обладала империя, было сравнительно легко завоевать территории и покорить разрозненные племена. Гораздо труднее оказалось управлять ими, строить, как ныне принято говорить, «вертикаль власти», собирать налоги, формировать войско Разумеется, все это люди умели делать и раньше. Но никогда еще управление государством не было столь сложным и масштабным. Для него уже не годились те представления о властителях и их подданных, что легли в основу прежних общественных структур. О некоторых из этих представлений, да и структур тоже, мы говорили, рассказывая о Египте и его фараонах. Хотелось бы добавить следующее. Право людей рассматривалось как отражение права богов. Царь обладал сакральными полномочиями и как представитель небес выступал блюстителем порядка на земле. Он судил и наказывал, совершал жертвоприношения и, разумеется, был военным предводителем. Принцип царствования базировался на основной идее империи: «Власть от единого Бога». Владыка получал ее путем посвящения, помазания на царство. К имени владыки прибавлялась приставка Помазанник Божий, или Посвященный. Или Христос по-гречески, или Август на латыни. Языческая вольница с десятками и сотнями богов и божков была пресечена в корне. Сменилась религиозно-идеологическая парадигма. Эта смена произошла в короткие сроки и поначалу без обильного кровопролития. Причина заключалась в том, что внешние атрибуты в почитании правителей остались практически прежними, привычными и, может быть, даже родными для верующих. В самом деле, отмеченный печатью избранности, владыка становился, как и раньше, обладателем чудесных, сверхъестественных качеств. Ему переписывали биографию, производя его род от Солнца или Утренней Звезды (Астарты). Следы именно такого отношения к правителю мы находим даже во времена позднего средневековья. Во Франции Людовика XVI называли «Король-Солнце». На Руси великий князь Владимир был «Красное Солнышко». И это не просто поэтические образы, придуманные придворными льстецами, а дальние отголоски существования института священных царей. Царствующим персонам меняли не только биографии, но и имена. Их называли разными прозвищами, боясь сглаза, то есть влияния дурных сил. Считалось, что если назвать владыку его настоящим именем, то эти силы как бы увидят его и натворят бед. Слову, в том числе имени, придавали колоссальное значение. Сотворяя мир, говорили единобожники, Господь непременно называл свет светом, землю землей, небо небом Без названий они как бы не существовали. Благодаря боязни сглаза, появились порядковые имена «Терций»(Третий), «Октавий» (Восьмой), имена, определяющие внешность типа Хлор (Рыжий). Прозвища зачастую определяли характеры правителей: Грозный, Кровавый, Тишайший Имена одного из самых известных императоров звучат так: Диоклетиан Гай Аврелий Валерий, что означает в переводе с латыни и иврита Богопризванный Сильный Золотой Крепкий. Как его звали до воцарения, никто не знает. Чрезвычайно пышными были выходы и приемы императора. Он появлялся в длинной одежде первосвященника с белой жреческой повязкой, усеянной жемчугами, на голове. Считалось, что владыки обладают невероятной силой взгляда. Поэтому смотреть им в глаза запрещалось категорически. При приближении царя все должны были падать ниц, произнося магические формулы, отвращающие мощь царского взгляда. Опять-таки сила слова признавалась всепобеждающей. Этот обычай считают восточным, но он процветал и в Европе. Священный царь не должен был в путешествиях касаться земли, поэтому его носили в паланкине или он ехал верхом. На многих изображениях, сохранившихся с тех времен, мы можем видеть перенесение великих князей или царей на специальных носилках. Этот обычай существовал от Франции до Тибета и Бирмы. Есть он и в Японии. Верующие японцы до сих пор не сомневаются в небесном происхождении своего императора. Из института священных царей вырастало и право первой брачной ночи, известное во всем мире. К нему в те времена относились чрезвычайно серьезно не только сами правители, что вполне объяснимо, но и новобрачные, как ни странно это звучит сегодня. Почитание фаллоса делало свое дело. Шутка ли, ребенок зачат с участием божественного фаллоса! Такой малыш мог считаться богорожденным. К тому же он, первенец, фактически являлся побочным отпрыском владыки, что сулило немалые материальные выгоды. Люди искусства говорят, что на театральной сцене королевское величие подчеркивает не сам король, а его окружение. То же самое и в жизни. Институт священных царей породил такие придворные должности, как постельничьи, кравчие и т.Pд. В силу сакральности царской особы кравчий, подавая кушанья, должен был вначале пробовать их, а затем, отвернувшись от царя, чтобы не видеть, как тот ест, звонить в колокол. Все придворные тут же падали ниц: момент вкушения пищи владыкой был также священным. С институтом священных царей связано звание «поставщика Двора Его Императорского Величества». Это звание было наиболее почетным во всех зависимых от империи государствах от Лондона до Токио. Поставщик Двора должен был поставлять только одобренную высшими жрецами-священниками ритуально чистую кошерную!P пищу, одежду и т.Pд., достойные владыки. Правители имели свои геральдические символы. Вопрос о них крайне важен для изучения системы управления империей. Геральдика отражает соотнесение центральной власти с властью наместников по всему миру, династические, иерархические, военные и другие связи, делавшие обладателей одних гербов могущественными правителями, а других вассалами. Центральным здесь встает вопрос о геральдическом значении африканского гривастого льва в качестве символа центральной царской власти. Гривастый лев проживает только в центральной части африканского континента в поясе саванн на территории Судана. Между тем, распространение его изображения необычайно широко: он входит в гербы Тибета, Китая, Бирмы, Шри-Ланки, южных провинций Индии, Персии, Испании, Англии, Финляндии. Когда и у кого лев стал символом империи, можно судить по титулу императоров эфиопских Негусс Негуссим (Царя Царей): «Победил Лев из колена Иудова». То есть, согласно преданию, один из 12 внуков Авраама, родоначальников 12 колен Израилевых, Иуда, первым сделал Льва символом царской власти. Так в легенде отражена практика того времени. При царе был сенат. Он состоял из patres старейшин общин. Отсюда их традиционное обозначение "отцы-сенаторы". Всякое решение, чтобы стать законом для общества, должно было получить их одобрение. Власть сенаторов называлась «отцовским авmорumеmом» (auctoritas patrum). Понятие «папа», основополагающее в иерархии власти, распространялось, как видим, на ближайших сподвижников царя. В основу государственных законов лег fas, свод религиозных правил. Священные законы, таким образом, представляли ту стадию в развитии права, когда оно еще не вполне отделилось от религиозных институтов. Все это, по мнению традиционной истории, было в мифической Римской империи. И названия различных институтов власти и сводов законов приводятся в книгах по истории права на латинском языке. На нем якобы говорили римляне. При этом авторы ссылаются на труды, ставшие известными лишь в средневековье, когда впервые появились письменные публикации на латыни. По поводу древности латыни споры не утихают в течение столетий. Считается, что "древняя, блистающая латынь" растеряла все свои достоинства к началу средних веков и превратилась в грубый, неуклюжий язык, который только в эпоху Возрождения вновь обрел свой прежний блеск. Такая вот деградация, а затем восстановление явление, надо сказать, фантастическое. Ни один язык мира не совершал в своем развитии подобных кульбитов. Одно это наводит на критические размышления Но не будем вступать в спор. Для определения возраста «античных» трудов гораздо продуктивнее обратиться к их содержанию. То есть использовать тот же метод, что применен многими исследователями при анализе Священных книг. Тогда-то и становится ясным, что «античные» источники, на самом деле, написаны в средние века. В этом мы убедимся чуть позже, рассматривая наследие Платона и Аристотеля, самых известных. «древних» философов и теоретиков права и государственности. Пока же подчеркнем, что есть непреложный закон общественной жизни. Он заключается в том, что люди обсуждают те или иные проблемы лишь тогда, когда эти проблемы возникают. Нет ни одного случая в истории человечества, когда бы кто-нибудь загодя, тем более за много столетий, обсуждал и анализировал еще не возникшие проблемы. Таких провидцев природа пока не создавала. Поэтому появляется возможность по содержанию источников высчитать время их создания. Мы имеем в виде те источники, в которых говорится о различных формах государственности, об их предыстории и тенденциях развития. Именно тогда, когда государства начинали приобретать формы, привычные для нас сегодня, встали во весь рост вопросы, поднятые теми, кого мы условно называем Платоном и Аристотелем: как строить государства? На каких принципах и законах? А это средневековье! Отправили же сформулированные принципы в древность для того, чтобы убедить всех и каждого в их истинности и вечности. Таков был социальный заказ общества. Если оставить в стороне скалигеровскую хронологию, то мы увидим в источниках, как шаг за шагом люди постигали основы государственного строительства в новых для них исторических условиях. Все в жизни происходило именно так, как сказано в «античных» трудах, если, разумеется, античностью считать средние века. Итак, в основе был fas, свод религиозных правил. Им занимались жрецы, в частности, коллегия понтификов. Этимология слова pontifices "строители моста". Речь идет о мосте между миром людей и миром богов. Понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что ее члены были связаны со всей совокупностью богов. Позже, когда началось насильственное внедрение монотеизма, они стали представлять единого Бога. Еще позже, в пору расцвета христианства Иисуса Христа, из всех понтификов остался лишь один Папа Римский. И уже никто не помнил, чем занимались его языческие предшественники. Приспособив fas к жизни, жрецы создали ius светское право, выступавшее в форме царских законов leges regiae, а на его основе традицию. Она интерпретировалась ими как обычаи предков (mores maiorum). В целом обрисована ситуация, идентичная «древнему» Египту. Странно только, что ни в одном труде о легендарном Риме нет ни единой строчки об этом. А ведь параллели просто бросаются в глаза. Они дают основание полагать, что речь идет об одном и том же обществе. Его лишь назвали по-разному и отправили в разные эпохи. Содержание царских законов в точности неизвестно, признает традиционная история Но она все же знает, что преступления деликты уже делились на затрагивавшие интересы всего общества (delicta publica) и затрагивавшие интересы отдельных лиц (delicta privata). Первоначальное ius, вероятно, специализировалось на "публичных делах". Duoviri perduelliones расследовали дела о преступлениях против общества. К их числу относились убийства. Наказанием за такие преступления была смерть как посвящение богам в жертву лиц, объявляемых sacer esto. Частноправовые случаи также подлежали сакральному праву и обычаям. За умышленный поджог, например, сжигали. Другими словами, действовал иудейский закон «око за око». Всякая граница terminus находилась под охраной бога. А это уже новшество, рожденное понятиями частной собственности и государства. Латинское выражение "смертная казнь"P poena capite = букв. "наказание головой"P "усекновение головы"P в переносном смысле означало "обращение в рабство". Рабство военнопленных было заменой их смерти. Поэтому слово servus, обозначавшее раба, имело значение "сохраненный", то есть тот, кто должен был быть убит, но ему сохранили жизнь. Для права раб умирал. Поэтому возникло юридическое выражение "у раба нет головы" (servus nullum caput habuit). Таковы, на наш взгляд, некоторые особенности права впервые десятилетия существования империи. Однако новому государству необходимы были новые принципы права, основанные на единобожии, без многочисленных посредников между императором и обществом, без «отцов-сенаторов» и понтификов, молящихся каждый своему богу и гадающих по печени священных животных, что будет завтра.. Вот тогда-то и появились из небытия труды Платона и Аристотеля, посвященные основополагающим принципам построения государства. Хотелось бы напомнить то, о чем мы уже говорили по поводу Платона в предыдущих главах. История сохранила сведения о Плетоне, жившем в средние века и, по сути, написавшим все, что потом было приписано «античному» Платону. Все его труды названы так же, как у «древнего» тезки. Он даже Академию организовал точь-в-точь как Платон. То есть якобы скопировал деятельность предка до последней запятой. Мифичность

ВЕРТИКАЛЬ ИМПЕРСКОЙ ВЛАСТИ / Средневековая империя израэлитов

Комментариев нет:

Отправить комментарий